Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Фактически постройка нового крейсера, получившего название «Адмирал Макаров» в честь погибшего командующего Тихоокеанской эскадрой, началась почти за месяц до официального заключения контракта — 22 марта 1905 г., а ещё два месяца спустя МТК утвердил спецификацию по механизмам, согласно которой на корабль предполагалось дополнительно (сверх контракта) установить приёмный трубопровод забортной воды для аварийного питания котлов, приспособление системы Перрони для их равномерной топки, устройство Бельвиля для чистки котельных трубок, паровой свисток, две сирены, два электрических машинных телеграфа, броневые крышки над машинным люком, дополнительно обошедшиеся русской казне в 15000 франков. Тогда же управляющий Морским министерством на основании доклада МТК разрешил замену на крейсере якорей Холла якорями системы Марреля «для сравнительного их испытания». Кроме того, в соответствии с общими спецификациями по корпусу на «Адмирале Макарове» по сравнению с прототипом уменьшались высота рубок и тамбуров на верхней палубе, добавлялись два верпа по 700 кг, усиливались валы динамомашин. Помимо снижения толщины бортовой брони уменьшалась соответственно до 132 мм и 136 мм вертикальная защита орудийных башен и боевой рубки, причём на основании боевого опыта особо оговаривалась возможность изменения формы верхней части последней.
  • 88
Просмотров: 383 Автор: Близнаков А.М. 17-07-2014, 15:29 Комментарии: 3

Броненосный крейсер "Баян"

Броненосный крейсер "Баян"

Броненосный крейсер "Баян"

Работы по сооружению броненосного крейсера «Баян» были начаты компанией «Форж э Шантье» на её верфи в Ла-Сен в ноябре 1898 г. — спустя примерно полгода после подписания контракта (25 июня 1898 г.). С французской стороны ими руководили директор верфи А. Лагань и его главный инженер Ле Го. В январе следующего года на стапеле были полностью выставлены листы вертикального и горизонтального килей набора, когда наблюдающего за постройкой капитана 1-го ранга И.К. Григоровича* известили специальной телеграммой из Петербурга о зачислении строящегося крейсера в списки флота под именем «Баян» в честь прежнего парусно-винтового корвета, прослужившего в Российском Императорском флоте более 40 лет. В течение последующих шести месяцев на верфи была осуществлена сборка днища корпуса и монтаж шпангоутов корабля, высота которых к моменту официальной закладки нового «Баяна» — 26 июня 1899 г., превышала уровень броневой палубы. Как это часто практиковалось при постройке российских кораблей на иностранных верфях, церемония закладки «Баяна» не отличалась особой пышностью. В присутствии нескольких русских офицеров, членов их семей и представителей завода настоятель русской церкви в Ницце протоиерей Любимов совершил «чин освящения» как деталей набора крейсера, так и строительных лесов с поднятыми на них по такому торжественному случаю крестами. Затем на лист вертикального киля была прикреплена серебряная закладная доска, текст на которой был утвержден специальным распоряжением генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича 3 апреля 1899 г. Одновременно с «Баяном» был заложен и строящийся на другом стапеле эскадренный броненосец «Цесаревич». В целом темпы и качество работы французских кораблестроителей на первых порах вполне удовлетворяли русских специалистов, не скупившихся на достаточно лестные отзывы.
  • 88
Просмотров: 462 Автор: Близнаков А.М. 13-07-2014, 15:10 Комментарии: 1

Броненосный крейсер "Рюрик"

Броненосный крейсер "Рюрик"

Броненосный крейсер «Рюрик» стал последним и самым крупным из русских кораблей этого типа. Он с успехом выдерживает сравнение с любым из современных ему иностранных аналогов и справедливо считается одним из лучших из когда-либо построенных броненосных крейсеров. Концептуально он наследовал «Баяну», в то время как конструктивно определённо испытывал влияние «линкора-крейсера» «Пересвет» — с заменой 6-дюймовых пушек в угловых казематах двухорудийными 8” башнями и развитием бортового бронирования, как по протяжённости, так и по высоте.
  • 110
Просмотров: 492 Автор: Близнаков А.М. 9-07-2014, 12:14 Комментарии: 1

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Необычное на слух имя «Ретвизан» пришло в Российский флот более двух веков назад, во время русско-шведе кой войны 1788 — 1790 годов. Своим появлением оно обязано одному из самых выдающихся морских офицеров в истории нашей страны — Р.В. Кроуну. 29 апреля 1789 года 22-пушечный катер (или коттер, как его тогда называли) «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Кроуна у острова Борнхольм взял в плен вражеский 12-пушечный катер (тендер) «Снапоп». Три недели спустя, 21 мая, «Меркурий» и его командир пополнили русский флот еще одним трофеем — на сей раз уже 44-пушечным фрегатом «Венус», захваченным после упорного боя у входа в Христианс-фиорд. Через год, в ходе сражения в Выборгском заливе 22 июня 1790 года, сменивший «подданство» «Венус» под командованием капитана 2 ранга Кроуна захватил две шведские галеры. А на следующий день на подходе к Свеаборгу тот же «Венус» смело вступил в бой с 64-пушечным кораблем «Ретвизан» («Rattvisan») и в итоге вынудил его спустить флаг. Как и «Венус», трофей был включен в состав русского флота под своим прежним названием, означавшим в переводе со шведского «Справедливость». С тех пор наименование «Ретвизан», напоминавшее о героизме русских моряков, надолго укоренилось в Российском флоте. Пленный «швед» прослужил под Андреевским флагом до 1813 года, а затем передал свое имя — 74-пушечному линкору, построенному в 1818 году в Архангельске. В 1839 году архангелогородцы спустили на воду еще один 74-пушечный «Ретвизан». Через 16 лет в Санкт-Петербурге родился следующий «однофамилец» — винтовой 84-пушечный корабль, служивший на Балтике до 1880 года. Пятым и последним в династии «Ретвизанов» стал броненосец, построенный по заказу России в США. К началу Русско-японской войны он являлся лучшим кораблем своего класса в отечественном флоте.
  • 110
Просмотров: 333 Автор: Близнаков А.М. 6-07-2014, 00:02 Комментарии: 3

Додредноут "Слава"

Додредноут "Слава"

Додредноут "Слава"

«Слава» принадлежала к наиболее крупной и ставшей самой трагичной в истории российского флота серии линейных кораблей — пяти единицам типа «Бородино». Постройка этих, по тогдашней классификации, «эскадренных броненосцев» была предпринята на рубеже XIX — XX столетий в рамках создания мощной военно-морской группировки на дальневосточных рубежах империи. Перемещение центра тяжести российской политики на Дальний Восток, последовавшее в середине 90-х гг., требовало сосредоточения здесь значительных морских сил в противовес быстро растущему флоту Японии, после победоносной японо-китайской войны 1894—1895 гг. уверенно претендовавшей на ведущую роль в регионе. Озаботившись созданием первоклассного флота, чему способствовала полученная с Китая контрибуция (в пересчёте на российскую валюту, около 400 тыс. золотых рублей), Страна восходящего солнца деятельно готовилась к тому, чтобы силой оружия отстоять в споре с «Северным колоссом» — Россией — своё право на доминирование на Дальнем Востоке. В ответ на это император всероссийский — самолюбивый и недальновидный Николай II, сам тяготевший, не без влияния своего ближайшего окружения, к проведению активной политики на дальневосточной окраине империи, санкционировал выделение дополнительных ассигнований на развитие флота, способного противостоять растущей угрозе со стороны амбициозного соседа.
  • 110
Просмотров: 353 Автор: Близнаков А.М. 2-07-2014, 16:01 Комментарии: 3

Линейный корабль "Императрица Мария"

Линейный корабль "Императрица Мария"

Линейный корабль "Императрица Мария"

31 марта 1912 года Морское министерство заключило контракт с заводом «Рус- суд» на строительство линейных кораблей «Императрица Мария» и «Император Александр III». Стоимость одного линкора с башнями и механизмами определялась в 19 млн. 720 тыс. рублей. Броня, артиллерийские орудия, торпедные аппараты, приборы управления артиллерийским огнем, радиотелеграф, приборы секретной сигнализации поставлялись Морским министерством и оценивались в 7 млн. 739 тыс. рублей. В сумме постройка одного черноморского дредноута «Руссуда» составляла 27 млн. 658 тыс. золотых рублей. Согласно контракту головной черноморский линкор «Императрица Мария» должен был сойти на воду не позднее июля 1913 года. Второй линкор, строившийся на заводе «Руссуд» («Император Александр III»), планировалось спустить через три месяца после первого. На ходовые испытания оба корабля должны были быть предъявлены 20 августа 1915 года. И «Марию» и «Александра» необходимо было строить только из русских материалов, за исключением тех механизмов и оборудования, которые в России не производились или изготовление которых могло задержать сдачу кораблей в сроки, обусловленные контрактом.
  • 110
Просмотров: 1112 Автор: Близнаков А.М. 29-06-2014, 20:31 Комментарии: 2

Подводные лодки типа С

Подводные лодки типа С

Еще в период проектирования и строительства первых серий советских подводных лодок Управление морских сил РККА (УВМС РККА) прилагало огромные усилия, чтобы восполнить имевшиеся пробелы по части вооружения, приборов и механизмов путем их приобретения за границей. Не меньший интерес вызывали и новые конструкторские идеи в области подводного кораблестроения, внедрявшиеся во флотах зарубежных стран. В этом нет ничего удивительного, поскольку отечественная школа строительства подводных кораблей, не закончив свое формирование до 1917 года, впоследствии фактически распалась. Тем более ценным представлялся зарубежный опыт — в первую очередь стран, не входивших в систему Большой и Малой Антанты. Одним из естественных союзников СССР в тот период считалась Веймарская Германия. Весной 1930 г. ее посетила комиссия УВМС РККА во главе с В.М. Орловым, тогда — командующим Морскими силами Черного моря. Немцы, продолжавшие соблюдать условия Версальского договора, при всем желании не могли поделиться многим из того, что интересовало нашу делегацию. Комиссии удалось изучить только отдельные вопросы тактики и организации надводного флота. УВМС разместило в Германии заказы на некоторые виды радиооборудования и механизмов, но в целом результаты работы комиссии оказались гораздо скромнее наших ожиданий. По поводу предложения создать на территории СССР советско-германский центр конструирования подлодок и подготовки подводников реакция главы Рейхсмарине адмирала Э. Редера была отрицательной — немецкие адмиралы слишком хорошо помнили, что ноябрьская революция 1918 г. в Германии началась с восстания моряков, и боялись коммунистической пропаганды.
  • 110
Просмотров: 2721 Автор: Близнаков А.М. 31-08-2012, 00:59 Комментарии: 8

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубные крейсера 1 ранга программы «для нужд Дальнего Востока», головным из которых и стал «Варяг», задумывались как «дальние разведчики при эскадре». Согласно разработанной МТК «программе для проектирования крейсера» (выражаясь современным языком — техзаданию), они должны были иметь водоизмещение 6000 т, скорость хода 23 узла, вооружение из 12 152-мм и 12 75-мм орудий, а также 6 торпедных аппаратов. Заказы на три крейсера этого типа (будущие «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь») разместили на разных частных фирмах в США и Германии; позже еще один корабль («Витязь») заложили по немецкому проекту в Санкт-Петербурге. Главным подрядчиком в строительстве японского флота была Великобритания — в то время признанный лидер в области военного кораблестроения. В результате Страна восходящего солнца в основном выполнила свою судостроительную программу уже в 1903 году — на два года раньше намеченного срока. Российская же программа «для нужд Дальнего Востока», наоборот, шла с отставанием. В результате Япония смогла начать войну в тот момент, когда соотношение сил на море было явно в ее пользу.
  • 110
Просмотров: 2430 Автор: Близнаков А.М. 29-08-2012, 00:45 Комментарии: 11

Тяжелые крейсера типа «Кронштадт» - Сталинский Рейдер

Тяжелые крейсера типа «Кронштадт» - Сталинский Рейдер

Отказ в феврале 1938 года от создания линкора «Б» в пользу одного «линкора наиболее сильного типа» не означал отказа от идеи создания в дополнение к линкору «А» крупного корабля второго типа —«истребителя тяжелых крейсеров противника». Еще упомянутым выше постановлением КО от 13/15 августа 1937 года было признано необходимым «строить крейсера двух типов: тяжелый с 254-мм артиллерией и легкий. Тяжелый крейсер должен обладать мощными тактико-техническими элементами: а) вооружение: 9-254-мм орудий в трехорудий-ных башнях с боезапасом по 150 выстрелов на ствол, 8—130-мм орудий в двухорудий-ных башнях, 8— 100-мм зенитных орудий, 16—37-мм зенитных автоматов и два тройных (трехтрубных) торпедных аппарата; б) крейсер должен принимать два самолета на катапульты; в) броневая защита крейсера должна обеспечить непробиваемость вертикальной брони снарядами 203-мм калибра при курсовых углах 40—50° и 130—140° с дистанции больше 60 кабельтовых и палубы тем же снарядом ближе 150 кбт на всех курсовых углах и от 250-кг авиабомбы с высоты 4000 м; г) район (дальность) плавания тяжелого крейсера без перегрузки (с полным запасом топлива) полным ходом должен быть 600 миль, крейсерским — 3000 миль, с приемом топлива в перегрузку (с максимальным запасом топлива) район плавания экономическим ходом должен быть до 8000 миль. Скорость хода не менее 34 узлов с нормальным запасом топлива; д) стандартное водоизмещение такого крейсера не должно превышать 22000 — 23000 т. Силуэт — одинаковый с линкором типа «Б».
  • 110
Просмотров: 7578 Автор: Близнаков А.М. 3-08-2011, 02:00 Комментарии: 4

Линкор типа "Советский Союз" - Сталинский Молот Морей.

Линкор типа "Советский Союз" - Сталинский Молот Морей.

Линкор типа "Советский Союз" - Сталинский Молот Морей.

К сентябрю 1935 года коллектив Военно-морской академии (ВМА) под общим руководством ее начальника П.Г. Стасевича завершил работу «Большие артиллерийские корабли», выполненную по заданию начальника Морских сил (наморси) РККА флагмана флота 1 ранга В.М. Орлова от 1 апреля 1935 года. Участники работы пришли к единодушному мнению, что линейные корабли советскому флоту нужны. Прямые указания о разработке планов создания «Большого флота» были даны высшим политическим руководством страны (лично И.В. Сталиным) в декабре 1935 года. ЦКБС-1 к этому времени проработало шесть вариантов линкоров, различавшихся составом артиллерии главного калибра (четыре варианта с 450-мм и два с 400-мм орудиями). Остальное вооружение кораблей (12 100-мм, 16 45-мм орудий, четыре гидросамолета), а также бронирование (борт 380 мм, палубы от 50 до 150 мм), тип главных энергетических установок (турбо-электрические общей мощностью 140000 л.с.) и дальность плавания (5000 миль) во всех вариантах были идентичными. Водоизмещение вариантов кораблей лежало в пределах от 43000 т (вариант с двумя 400-мм четырехорудийными установками) до 75000 т (вариант с четырьмя четырехорудийными 450-мм установками), а скорость полного хода соответственно — от 38,5 до 26 уз. В «сетке» вариантов были рассмотрены и «броненосные корабли» с 8—12 305-мм орудиями главного калибра водоизмещением соответственно 23000 и 30000 т (с котлотурбинными энергетическими установками и скоростью хода 31—32 уз), а также крейсера-авианосцы («гибриды») водоизмещением 21500— 28500 т с 305-мм артиллерией и 50—60 самолетами.
  • 110
Просмотров: 17307 Автор: Близнаков А.М. 27-07-2011, 00:02 Комментарии: 16

Линейный корабль "Петропавловск" - "Марат"

Линейный корабль "Петропавловск" - "Марат"

Линейный корабль "Петропавловск" - "Марат"

1909 года, 3 июня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен линейный корабль «Петропавловск». Он стал одним из четырех первых российских дредноутов. 16 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского флота.
  • 110
Просмотров: 7803 Автор: Близнаков А.М. 18-04-2011, 01:25 Комментарии: 19