Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

Фактически постройка нового крейсера, получившего название «Адмирал Макаров» в честь погибшего командующего Тихоокеанской эскадрой, началась почти за месяц до официального заключения контракта — 22 марта 1905 г., а ещё два месяца спустя МТК утвердил спецификацию по механизмам, согласно которой на корабль предполагалось дополнительно (сверх контракта) установить приёмный трубопровод забортной воды для аварийного питания котлов, приспособление системы Перрони для их равномерной топки, устройство Бельвиля для чистки котельных трубок, паровой свисток, две сирены, два электрических машинных телеграфа, броневые крышки над машинным люком, дополнительно обошедшиеся русской казне в 15000 франков. Тогда же управляющий Морским министерством на основании доклада МТК разрешил замену на крейсере якорей Холла якорями системы Марреля «для сравнительного их испытания». Кроме того, в соответствии с общими спецификациями по корпусу на «Адмирале Макарове» по сравнению с прототипом уменьшались высота рубок и тамбуров на верхней палубе, добавлялись два верпа по 700 кг, усиливались валы динамомашин. Помимо снижения толщины бортовой брони уменьшалась соответственно до 132 мм и 136 мм вертикальная защита орудийных башен и боевой рубки, причём на основании боевого опыта особо оговаривалась возможность изменения формы верхней части последней.
  • 88
Просмотров: 383 Автор: Близнаков А.М. 17-07-2014, 15:29 Комментарии: 3

Броненосный крейсер "Баян"

Броненосный крейсер "Баян"

Броненосный крейсер "Баян"

Работы по сооружению броненосного крейсера «Баян» были начаты компанией «Форж э Шантье» на её верфи в Ла-Сен в ноябре 1898 г. — спустя примерно полгода после подписания контракта (25 июня 1898 г.). С французской стороны ими руководили директор верфи А. Лагань и его главный инженер Ле Го. В январе следующего года на стапеле были полностью выставлены листы вертикального и горизонтального килей набора, когда наблюдающего за постройкой капитана 1-го ранга И.К. Григоровича* известили специальной телеграммой из Петербурга о зачислении строящегося крейсера в списки флота под именем «Баян» в честь прежнего парусно-винтового корвета, прослужившего в Российском Императорском флоте более 40 лет. В течение последующих шести месяцев на верфи была осуществлена сборка днища корпуса и монтаж шпангоутов корабля, высота которых к моменту официальной закладки нового «Баяна» — 26 июня 1899 г., превышала уровень броневой палубы. Как это часто практиковалось при постройке российских кораблей на иностранных верфях, церемония закладки «Баяна» не отличалась особой пышностью. В присутствии нескольких русских офицеров, членов их семей и представителей завода настоятель русской церкви в Ницце протоиерей Любимов совершил «чин освящения» как деталей набора крейсера, так и строительных лесов с поднятыми на них по такому торжественному случаю крестами. Затем на лист вертикального киля была прикреплена серебряная закладная доска, текст на которой был утвержден специальным распоряжением генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича 3 апреля 1899 г. Одновременно с «Баяном» был заложен и строящийся на другом стапеле эскадренный броненосец «Цесаревич». В целом темпы и качество работы французских кораблестроителей на первых порах вполне удовлетворяли русских специалистов, не скупившихся на достаточно лестные отзывы.
  • 88
Просмотров: 462 Автор: Близнаков А.М. 13-07-2014, 15:10 Комментарии: 1

Броненосный крейсер "Рюрик"

Броненосный крейсер "Рюрик"

Броненосный крейсер «Рюрик» стал последним и самым крупным из русских кораблей этого типа. Он с успехом выдерживает сравнение с любым из современных ему иностранных аналогов и справедливо считается одним из лучших из когда-либо построенных броненосных крейсеров. Концептуально он наследовал «Баяну», в то время как конструктивно определённо испытывал влияние «линкора-крейсера» «Пересвет» — с заменой 6-дюймовых пушек в угловых казематах двухорудийными 8” башнями и развитием бортового бронирования, как по протяжённости, так и по высоте.
  • 110
Просмотров: 492 Автор: Близнаков А.М. 9-07-2014, 12:14 Комментарии: 1

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Необычное на слух имя «Ретвизан» пришло в Российский флот более двух веков назад, во время русско-шведе кой войны 1788 — 1790 годов. Своим появлением оно обязано одному из самых выдающихся морских офицеров в истории нашей страны — Р.В. Кроуну. 29 апреля 1789 года 22-пушечный катер (или коттер, как его тогда называли) «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Кроуна у острова Борнхольм взял в плен вражеский 12-пушечный катер (тендер) «Снапоп». Три недели спустя, 21 мая, «Меркурий» и его командир пополнили русский флот еще одним трофеем — на сей раз уже 44-пушечным фрегатом «Венус», захваченным после упорного боя у входа в Христианс-фиорд. Через год, в ходе сражения в Выборгском заливе 22 июня 1790 года, сменивший «подданство» «Венус» под командованием капитана 2 ранга Кроуна захватил две шведские галеры. А на следующий день на подходе к Свеаборгу тот же «Венус» смело вступил в бой с 64-пушечным кораблем «Ретвизан» («Rattvisan») и в итоге вынудил его спустить флаг. Как и «Венус», трофей был включен в состав русского флота под своим прежним названием, означавшим в переводе со шведского «Справедливость». С тех пор наименование «Ретвизан», напоминавшее о героизме русских моряков, надолго укоренилось в Российском флоте. Пленный «швед» прослужил под Андреевским флагом до 1813 года, а затем передал свое имя — 74-пушечному линкору, построенному в 1818 году в Архангельске. В 1839 году архангелогородцы спустили на воду еще один 74-пушечный «Ретвизан». Через 16 лет в Санкт-Петербурге родился следующий «однофамилец» — винтовой 84-пушечный корабль, служивший на Балтике до 1880 года. Пятым и последним в династии «Ретвизанов» стал броненосец, построенный по заказу России в США. К началу Русско-японской войны он являлся лучшим кораблем своего класса в отечественном флоте.
  • 110
Просмотров: 333 Автор: Близнаков А.М. 6-07-2014, 00:02 Комментарии: 3

Додредноут "Слава"

Додредноут "Слава"

Додредноут "Слава"

«Слава» принадлежала к наиболее крупной и ставшей самой трагичной в истории российского флота серии линейных кораблей — пяти единицам типа «Бородино». Постройка этих, по тогдашней классификации, «эскадренных броненосцев» была предпринята на рубеже XIX — XX столетий в рамках создания мощной военно-морской группировки на дальневосточных рубежах империи. Перемещение центра тяжести российской политики на Дальний Восток, последовавшее в середине 90-х гг., требовало сосредоточения здесь значительных морских сил в противовес быстро растущему флоту Японии, после победоносной японо-китайской войны 1894—1895 гг. уверенно претендовавшей на ведущую роль в регионе. Озаботившись созданием первоклассного флота, чему способствовала полученная с Китая контрибуция (в пересчёте на российскую валюту, около 400 тыс. золотых рублей), Страна восходящего солнца деятельно готовилась к тому, чтобы силой оружия отстоять в споре с «Северным колоссом» — Россией — своё право на доминирование на Дальнем Востоке. В ответ на это император всероссийский — самолюбивый и недальновидный Николай II, сам тяготевший, не без влияния своего ближайшего окружения, к проведению активной политики на дальневосточной окраине империи, санкционировал выделение дополнительных ассигнований на развитие флота, способного противостоять растущей угрозе со стороны амбициозного соседа.
  • 110
Просмотров: 353 Автор: Близнаков А.М. 2-07-2014, 16:01 Комментарии: 3

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг"

Бронепалубные крейсера 1 ранга программы «для нужд Дальнего Востока», головным из которых и стал «Варяг», задумывались как «дальние разведчики при эскадре». Согласно разработанной МТК «программе для проектирования крейсера» (выражаясь современным языком — техзаданию), они должны были иметь водоизмещение 6000 т, скорость хода 23 узла, вооружение из 12 152-мм и 12 75-мм орудий, а также 6 торпедных аппаратов. Заказы на три крейсера этого типа (будущие «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь») разместили на разных частных фирмах в США и Германии; позже еще один корабль («Витязь») заложили по немецкому проекту в Санкт-Петербурге. Главным подрядчиком в строительстве японского флота была Великобритания — в то время признанный лидер в области военного кораблестроения. В результате Страна восходящего солнца в основном выполнила свою судостроительную программу уже в 1903 году — на два года раньше намеченного срока. Российская же программа «для нужд Дальнего Востока», наоборот, шла с отставанием. В результате Япония смогла начать войну в тот момент, когда соотношение сил на море было явно в ее пользу.
  • 110
Просмотров: 2430 Автор: Близнаков А.М. 29-08-2012, 00:45 Комментарии: 11